5.09.1933, Свердловск (ныне – Екатеринбург)
Живописец, график, иллюстратор детских книг

Отец Владимир Борисович Булатов, партийный работник из Саратова. Погиб на фронте в 1944. Мать Раиса Павловна из польского Белостока, стенографистка. Их единственный сын Эрик родился в Свердловске на Урале, где оказалась семья во время командировки отца. С шести лет Булатов начал учиться рисованию. В 1947 поступил в Московскую среднюю художественную школу, в 1952-м на живописный факультет Института им. В.И. Сурикова в Москве. Уже студентом проявил незаурядное художественное дарование. Для Булатова, прошедшего строгую выучку социалистического реализма, открывался широкий путь в официальное искусство. Однако знакомство и общение с Р.Р. Фальком (1953), а чуть позже с В.А. Фаворским (1956) открыло Булатову иные горизонты. Беседы с ними касались прежде всего вопросов профессиональных, но само их стоическое существование в условиях жесткого тоталитарного режима демонстрировало этическую позицию, достойную подражания.

Фальк оказал заметное влияние прежде всего на ранние портреты и натюрморты Булатова середины 50-х. Через него он непосредственно мог прикоснуться к утонченной европейской живописной культуре. Но очень быстро он отходит от фигуративной живописи и уже в 60-е годы пишет картины абстрактные. Он начинает серьезнейшим образом изучать проблемы пространства картины, проблемы строительства и композиции картины. В этом смысле Булатову очень помогло знакомство с В.А. Фаворским и его пространственными теориями.

1971 можно, без сомнения, назвать переломным годом в творчестве Булатова. В этом году он пишет картину «Горизонт», которая стала не только началом нового этапа в творчестве Булатова, но и началом нового направления во всем русском неофициальном искусстве. Это направление с легкой руки В. Комара и А. Меламида получило название cоц-арт, и именно «Горизонт» был первой ласточкой этого направления. Если раньше критическая рефлексия неофициальных художников либо вообще не касалась советской действительности, либо отражала ее экзистенциальные реалии, то художники соц-арта, и Булатов прежде всего, обратили эту рефлексию на советские идеологические знаки, символы и иконы. Это была настоящая очищающая революция! За несколько лет Булатов создает ряд знаковых для всего новейшего русского искусства картин: «Опасно» (1972–1973), «Добро пожаловать» (1973–1974), «Лыжник» (1971–1974), «Иду» (1975), «Слава КПСС» (1975), «Брежнев в Крыму» (1981–1985).

Одновременно в творчестве Булатова существует и другая линия – экзистенциальная, глубоко личная, связанная с близкими ему людьми. Это портреты мамы, его жены Наташи, поэта Всеволода Некрасова и, конечно, самого близкого его друга и соавтора по работе над иллюстрациями к детским книгам художника Олега Васильева. Эта линия, особенно в последние годы, тесно переплетается с пейзажной линией, с лирическим переживанием состояния природы, времени года и времени дня, света и темноты, хрупкости и неуловимости мгновения.

С 1991 Булатов живет и работает в Париже. Своей глубокой серьезностью и высочайшим профессионализмом Булатов снискал всеобщее уважение и признание как в России, так и за ее пределами. V.G.

biog-page-bulatov