27.10.1886 – 01.10.1958, Москва
Живописец, график, театральный художник

Родился в Москве в семье юриста и шахматиста, выходца из Прибалтики. В детстве учился в музыкальной школе, намеревался поступать в консерваторию. Одновременно с 1902 по 1905 учился в художественной школе К. Юона и И. Дудина, затем в школе рисования и живописи И. Машкова. В 1905 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учился у А. Архипова, Л. Пастернака, А. Васнецова, В. Серова и К. Коровина. Последний оказал на молодого Фалька особенно сильное влияние. В 1910, прервав учебу, путешествует по Италии.

В 1910–1916 участвовал в выставках общества «Бубновый валет», в 1911-м становится членом этого общества. Болезнь «сезаннизма» охватывает в это время целую Европу, но в картинах Фалька заметно влияние не только Сезанна, но и фовизма и умеренного кубизма.

После революции Фальк активно включается в работу по созданию новых художественных институций. В 1918 участвует в создании Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), где до 1926 преподает в мастерской живописи. После распада «Бубнового валета» основывает 1924 объединение «Московские живописцы». Оформляет множество спектаклей в еврейских театрах Габима и Госет.

В 1928 уезжает в творческую командировку в Париж. Почти десять лет он работает в Париже, и именно эти годы становятся решающими для его творчества. Он находит свой голос, свою интонацию. Он пишет картины, в которых остается верным своему великому учителю Сезанну, но наполняет их богатым и одновременно сдержанным цветовым мерцанием и свойственной ему одному меланхолией. Его живописный голос тихий, но глубокий, очень интимный и искренний.

В 1937, в самый разгар политического террора, Фальк возвращается в Москву, участвует в выставках, продолжал работать в театрах.

Во время войны он оказывается в эвакуации в Средней Азии, в Самарканде. Преподает в средней школе историю, географию и немецкий язык, рисунок и живопись в художественном училище.

После войны в 1947–1953 начинается вторая волна сталинского террора. Теперь она захватывает «западническую» художественную интеллигенцию и евреев. Фальк проходит по обеим этим категориям. Еврейские театры, с которыми он много сотрудничал, закрываются, преподавательская работа и участие в выставках становятся невозможными. Одновременно, парадоксальным образом, репутация Фалька как носителя европейской живописной культуры, как связующего звена с прерванной традицией приобретает легендарные размеры. В 1954, почти сразу после смерти Сталина, выходит роман Ильи Эренбурга «Оттепель», один из героев которого Сабуров, непризнанный художник, создающий в тишине своей мастерской подлинное, лишенное суеты искусство. Прототипом этого героя был Роберт Фальк, а название романа дало имя целому периоду советской истории.

При всей скромности и тихости искусство Фалька оказало огромное влияние как на официальную живопись социалистического реализма, ее разбавленный и искаженный вариант был превалирующим в советской художественной педагогике, так и на зарождающееся нон-конформистское искусство таких разных художников, как Булатов, Васильев, Штейнберг, Вейсберг и Кабаков. V.G.

Falk