08.12.1922, Берлин – 20.07.2011, Лондон
Живописец, график

Сын архитектора, младшего сына основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. В 1933, cпасаясь от нацизма, семья переехала в Великобританию. В 1939 получил английское гражданство. В 1939–1942 недолго учился в Центральной школе искусств и ремесел в Лондоне, затем в Школе живописи и рисунка Восточной Англии в Дедхэме у Седрика Морриса. В 1941 пошел добровольцем в армию. Служил на торговом судне, обеспечивающем военные конвои. Через три месяца заболел и был демобилизован. После демобилизации продолжал учебу в школе Морриса. В 1943 находит студию в лондонском районе Паддингтон, в которой остается работать до конца жизни. После войны совершает путешествие в Париж и на греческий остров Парос. Через год он едет в Париж снова уже в сопровождении Китти Гарман, которая позже становится его женой. К этому времени относится множество портретов Китти, вызывающих в памяти немецкую предвоенную школу «Новой вещественности». Фрейд встает в открытую оппозицию к господствующему в это время абстрактному искусству и возвращается к фигуративности. Он вдохновляется искусством старых мастеров. Особенно ему близки Доминик Энгр, Франц Хальс и Джон Констебл.

В самом конце войны возникает т.н. Лондонская школа, куда кроме Люсиана Фрейда входят наиболее близкие ему художники Френсис Бекон, Франк Ауэрбах, Давид Хокни, Леон Коссофф и Р.Б. Китай.

Люсиан Фрейд художник широкого диапазона. Он рисует интерьеры, городские пейзажи, акты, цветы, животных и прежде всего портреты. Как правило, это портреты самых близких друзей художника и членов его семьи. В 1970 после смерти отца он, чтобы помочь матери выйти из тяжелой депрессии, пишет серию ее портретов. Портреты эти лишены всякой сентиментальности, как, впрочем, и все картины Фрейда, но суровость художника не может скрыть глубочайшего человеческого чувства, более глубокого, чем жалость или сочувствие.

Начиная с 60-х основным мотивом творчества Фрейда становится акт. Мужской, женский, иногда двойной, иногда с собакой, всегда в интерьере его паддингтонской мастерской. Он пишет подолгу, как Сезанн, в предельной сосредоточенности вглядываясь в каждый сантиметр поверхности тела. Он изображает тело в экстремально интимных ситуациях, когда человек абсолютно обнажен и беззащитен. Так же, как в портретах своих родных и друзей, как в собственных автопортретах, он и тут жесток и не сентиментален. Это правда о человеке, о его физическом существовании. Фрейд никогда не позволяет себе спекуляций о бессмертии, о какой бы то ни было метафизике. Его картины – свидетельство глубокого пессимизма, но свидетельства такой силы, которая никого не может оставить равнодушным.

В конце жизни на Люсиана Фрейда, существование которого многие годы оставалось почти незамеченным, обрушилась всемирная слава. В самых престижных музеях мира проходят его выставки, пользующиеся огромным успехом. Но в коллекциях этих музеев картин Фрейда почти нет, музеи проморгали его картины, они осели, в основном, в частных коллекциях.

Награжден «Орденом кавалеров чести» (1983) и орденом «За заслуги» (1993). V.G.

Freud