05.08.1890, Брянск – 23.08.1977, Уотбери, Коннектикут, США
Скульптор, дизайнер, график, теоретик

Сын инженера. Рано начал рисовать, писал стихи. В 1910 поступил в Мюнхенский университет – изучал медицину и естественные науки, учился у Рентгена, Байера, Эйнштейна, посещал лекции по истории искусства Г. Вёльфлина. В 1912 перевелся в Техническую школу. В 1913 и 1914 навещал в Париже брата – художника Антуана Певзнера. Первые свои протоконструктивистские скульптуры создал в Христиании (Осло) во время войны. В 1915 принял псевдоним Габо. В 1917 возвращается с братом в Москву. На рубеже 1919–1920 сделал проекты первых кинетических конструкций. В августе 1920 опубликовал вместе с братом «Реалистический манифест», приуроченный к совместной с Густавом Клуцисом однодневной выставке. В 1922, выехав для участия в 1-й Русской художественной выставке в галерее Ван Димен в Берлин, остался в Германии. В 1924 в Парижской в галерее Percier прошла совместная с Певзнером выставка «Русские конструктивисты». В 1927 на «Выставке машинного искусства» в Нью-Йорке выступил с проектом радиобашни для Серпухова. Примыкал к движению De Stijl. В 1927 делал сценические геометрические конструкции и «световую партитуру» для балета Дж. Баланчина «Ля шат» в антрепризе Дягилева. На выставках в Германии и Голландии демонстрировал прозрачные и полупрозрачные объемные конструкции, кинетические объекты. Публиковался в различных изданиях, в том числе в Bauhaus в 1928. Первая персональная выставка «Конструктивная пластика» состоялась в 1930 в Ганновере. Не теряя связей с Россией, в 1931 представил на конкурс свой проект Дворца Советов. С 1932 жил в Париже, участвовал в деятельности группы Abstraction-Creation. В 1935 переехал в Англию. Был редактором и автором заглавной статьи сборника «Круг: Международное исследование конструктивистского искусства» (1937). В 1946 переехал в США, получил гражданство в 1952. В 1948 в Музее современного искусства Нью-Йорка состоялась совместная с Н. Певзнером выставка. В 1953–1954 – профессор архитектурной школы Гарвардского университета. Автор конструкции у здания универмага «Бейенкорф» в Роттердаме (1956–1957), барельефа для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке (1956), фонтана перед зданием больницы Св. Фомы в Лондоне (1970). В 1954 – стипендиат Гуггенхайма, в 1957 в Лондоне выходит сборник «Габо: конструкции, скульптуры, живопись, рисунок, графика». С 1965 – член Американской академии искусств и словесности, в 1967 стал почетным доктором Королевского колледжа искусств Лондонского университета. В 1971 удостоен звания «Почетный рыцарь ордена Британской империи». В 1952 навещал родственников в СССР. Во второй половине 1960-х – начале 1970-х ретроспективу работ Габо показывали крупнейшие музеи мира. Ф.Б.

Gabo