17.03.1925, Калуга – 14.09.1993, Москва
График, книжный иллюстратор, педагог

Родился в Калуге в семье адвоката. После гибели отца в 1935 вместе с семьей переехал в Москву. В 1937–1941 учился в художественной школе № 1. В 1942 поступил на графический факультет Московского архитектурного института. В 1943 был призван в действующую армию, после окончания войны служил на Дальнем Востоке. Демобилизовался по ранению в 1952. В 1952–1957 учился в Московском полиграфическом институте у Ивана Чекмазова и Павла Захарова. Его дипломная работа – иллюстрации к «Избранному» Шолом-Алейхема была показана на 5-й выставке молодых художников Москвы и на 7-й Московской выставке книжной графики. Разработал концепцию ассоциативного иллюстрирования, в которой письмо и изображения едины и равноправны. Большая часть созданных им более чем за 30 лет иллюстраций – за исключением оформления книги Г. Мелвилла «Тайпи» («Мысль», 1967) и сборника лирики Гая Валерия Катулла («Книга», 1989) – не была опубликована. Тем не менее его работы активно выставлялись и в 1959 были удостоены Первой премии на Международной выставке искусства книги в Лейпциге, в 1978 – диплома 1-й степени на Всесоюзном конкурсе искусства книги. Станковое творчество Лиона 1950-х – начала 1960-х почти полностью посвящено трагедиям современности: холокосту (в годы учебы он написал на стене своей комнаты число 6 351 000, обозначающее количество погибших евреев во Второй мировой войне), последней антисемитской кампании Сталина так называемому делу врачей, истории Януша Корчака. С 1964 занимался педагогической деятельностью. В 1967 расписал свою комнату фресками «Моисей», «Рублев», «Монтень», «Данте», которые при разрушении дома в 1970 были практически утрачены. Сформулировал концепцию светоносности белого. «Белое, – говорил он, – не просто пустота, это плотность отсутствующего, плотность не материальная – плотность духа». В конце 1960-х начал серию «Шествие», в которой истории из Ветхого Завета соединялись с трагедиями Новейшего времени. Все активнее растворяя фигуры в белизне фона, создал в 1981 серию «Зримое в незримом». Сотрудничал с журналами «Знание – сила» и «Химия и жизнь», в которых работали многие художники-нонконформисты. В 1989 работал в Вене над серией рисунков «Прикованный» и «Давид и Вирсавия». В 1991 жил в Париже. До последних дней работал над графической серией «Шествие» и циклом «Процессия». В 1990 состоялась первая персональная выставка в Москве. В 1993 персональная выставка прошла в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Ф.Б.

Lion