22.08.1891, Друскеники Гродненской губернии (ныне Друскининкай), Литва – 26.05.1973, Капри, Италия
Скульптор

Сын строительного подрядчика. В 1906, окончив коммерческое училище в Белостоке, поступил в гимназию в Ильно. Одновременно занимался в Рисовальной школе. В 1909, поссорившись с отцом, на средства матери уехал в Париж. После зачисления «свободным учеником» в скульптурную мастерскую Ж.-А. Энжалбера в Национальной школе изящных искусств примирился с отцом. Вскоре перешел в академию Р. Жюльена в класс скульптора Р. Верле, занимался в Академии Ф. Коларосси. Сблизившись с художниками парижской школы, увлекся кубизмом и первобытным искусством, начал собирать пластику Африки и Полинезии. В 1913 впервые выставлялся на Осеннем салоне и Салоне Национального общества изящных искусств. С 1915 делает кубистические работы. В 1920 в галерее L’Effort Moderne состоялась первая персональная выставка Липшица, издана первая монография о нем М. Рейналя. В 1922 Альберт Барнс приобрел несколько скульптур Липшица и сделал заказ на пять барельефов для своего особняка в Мэрион, Пенсильвания.

В 1924 стал гражданином Франции, жил под Парижем в доме-мастерской, построенном по проекту Ле Корбюзье. В 1925 начал, используя пустоты и пространственные паузы, делать «прозрачные» скульптуры. В 1930 в парижской галерее La Renaissance состоялась его первая ретроспективная выставка.

Посылал работы в русский отдел выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928). В 1935 посетил СССР, чтобы увидеться с родственниками. Выполнил заказ на портрет Дзержинского и подарил вариант скульптуры «Радость жизни» Музею нового западного искусства. В 1936–1937 по заказу французского правительства сделал статую «Прометей» для фронтона Дворца открытий и изобретений на Международной выставке в Париже (золотая медаль). После захвата немцами Парижа бежал в Тулузу, в июне 1941 перебрался в Нью-Йорк. Сделал одну из самых трагических своих скульптур «Мать и дитя». В 1946 ненадолго вернулся во Францию и окончательно переехал в США. Представлял Францию на XXVI Венецианской биеннале (1952), участвовал в III Документе в Касселе (1964). Последней большой работой Липшица стало «Древо жизни», установленное в 1978 в Иерусалиме. Ретроспективные выставки прошли в Музее современного искусства в Нью-Йорке(1954), нью-йоркском музее Метрополитен (1972), в Стеделейк Музеум в Амстердаме (1958). В 1958 получил американское гражданство. Автор воспоминаний «Моя жизнь в скульптуре» (1972). Кавалер ордена Почетного легиона (1946).

Похоронен в Иерусалиме. Ф.Б.

Lipchitz