18 (30).01.1884, Климовичи Могилевской губернии – 12.04.1962, Париж
Скульптор, живописец, теоретик

Сын инженера. Старший брат Наума Габо. В 1902–1909 учился живописи в Киевском художественном училище. В 1909 поступил в Петербургскую академию художеств, но через три месяца был отчислен как еврей. Увлекался древнерусским искусством и модернистами из московских собраний Щукина и Морозова. В 1911–1914 (с перерывами) жил в Париже, сблизился с А. Архипенко и А. Модильяни, писал кубистические картины, затем абстракции. Во время войны в 1915 в Христиании (Осло) сделал первые скульптуры. В марте 1917 оба брата вернулись в Россию. После революции активно включается в организационную деятельность по созданию новых художественных институций. Впервые представил свои работы на 1-й выставке картин Профсоюза художников-живописцев Москвы в 1918. В августе 1920 вместе с братом опубликовал «Реалистический манифест», в связи с однодневной выставкой «Габо, Певзнер, Клуцис и ученики Певзнера» в Музыкальном павильоне на Тверском бульваре. В 1922 участвовал в 1-й Русской художественной выставке в Берлине в галерее Ван Димен.

Выехал в Берлин в мае 1923, где познакомился с Марселем Дюшаном. Через три года выполнил его портрет из прозрачной пластмассы и металла. В том же году приезжает в Париж. Здесь в 1924 в галерее Percier состоялась выставка «Русские конструктивисты. Габо и Певзнер». В следующем году совместная выставка Певзнера, Габо и Тео ван Дуйсбурга прошла в нью-йоркской галерее Little Revue. В 1925 и 1926 участвовал в Салоне Независимых и Осеннем салоне. Сделанная в 1927 для оформления балета А. Соге «Кошечка» в антрепризе С.П. Дягилева фигура «Богиня» стала одним из последних его фигуративных произведений. С 1930 – гражданин Франции. В 1926–1937 участвовал в выставках Societe Anonyme. В 1931 – член-учредитель конструктивистского общества Abstraction-Creation (с 1946 Salon des realites nouvelles). Был его вице-президентом (1953), с 1956 – почетным президентом. Новый этап его творчества, в котором доминировали криволинейные, сформированные стержнями, канатами, металлическими нитями работы, обозначила «Конструкция для аэропорта» (1934). Из самых знаменитых его проектов – «Динамическая проекция под углом в 30 градусов» (1950–1951) для Университета в Каракасе, конкурсный проект памятника «Неизвестному политическому заключенному» (1952, Галерея Тейт), «Взлетающая птица» перед зданием Научно-технического центра «Дженерал Моторс» в Детройте (1955).

Первая персональная выставка прошла в 1947, в галерее R. Drouin в Париже. В 1948 совместная с Габо выставка состоялась в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в 1952 участвовал в выставке «Шедевры искусства ХХ века» в Национальном музее современного искусства в Париже, там же в 1957 открылась его персональная выставка. Участник Документы I (1955) и Документы II (1959) в Касселе, представлял Францию на Венецианской биеннале (1958). Кавалер ордена Почетного легиона (1961). Ф.Б.

Pevsner