14.01.1937, Москва
Живописец, график, книжный иллюстратор

В 1951–1957 учился в Московском художественно-промышленном училище им. Калинина на отделении художественного ткачества, затем на скульптурном. В 1957–1962 – в Московском полиграфическом институте у А.Д. Гончарова. С 1962 занимался иллюстрацией, сотрудничал с журналами «Мурзилка», «Веселые картинки», с издательствами «Знание», «Детская литература», «Художественная литература» и др. Оформил более 50 книг.

С конца 60 начинает самостоятельное творчество в свободной графике и живописи. Соединяя лаконичную эстетику железнодорожных плакатов с традицией русского абсурдизма группы ОБЕРЕУ (Д. Хармс, А. Введенский и др.), создал ряд картин: «Синие очки безумного милиционера», «Ах!», «Прогулка». В конце 1970-х был членом вольного содружества «Школа Сретенского бульвара», куда входили И. Кабаков, Э. Булатов, О. Васильев, В. Янкилевский, Э. Штейнберг. В 1970-х работал над концептуальными «альбомами», соединяющими текст и изображение. С 1972 по 1982 в живописи работает автомобильными нитроэмалями. В 1975 создает концептуальный цикл «Проекты для одинокого человека», в котором вводит в картину текст. В 1978 обращается к минималистической абстракции. В 1979 первый и последний раз до своего переезда в Прагу представил свои произведения в Москве– цикл «Семь разговоров» на выставке в Горкоме графиков.

В 1975–1982 годах работает над альбомами «Слезы», «Лицо» «Конклюзии», «Сад», «Эрос», «Забор», «Сакрализаторы», «Микрогомус».

В 1982 переехал в Прагу, перед этим был исключен из Союза художников, издательства прекратили с ним сотрудничество. Возвратился к жанру альбома в работе «Кабаков и Пивоваров». В 1983 первая персональная выставка художника в Праге была запрещена властями, но следующая все же состоялась в 1984. В 1991 после так называемой Бархатной революции вместе со своей женой, критиком и куратором Миленой Славицкой становится куратором некоммерческой галереи Pi-Pi-Art, в которой было организовано несколько радикальных выставок чешских художников. В 1990–1997 годах сотрудничал с журналом «Výtvarné uméní». Иллюстрировал Хлебникова, Пастернака, Вагинова, Холина. Делает серии картин «Дневник подростка» (1986), «Время Розы» (1988), «Квартира 22» (1992–1995), «Небесный Хелом» (1998), «Эйдосы» (2001–2003), «Едоки лимонов» (2005–2006), «Окружности круга» (2007), «Философы, или Русские ночи» (2010). Работает также в керамике (серия тарелок «Bohateli») и стекле (серия «Стеклянные»). Продолжает работу в жанре альбомов: «Агент в Норвегии», 1993; «Действующие лица», 1996; «Лисы и праздники», 2005; «Небольшие идеи», 2011.

С 1989 выставки его работ проходят в Чехии, Германии, Франции, Австрии, Англии. Первая выставка в России «Метампсихоз» прошла в 1993 в «L-галерее». Ретроспектива «Шаги механика» состоялась в 2004-м в Третьяковской галерее в Москве, затем была показана в Русском музее в Санкт-Петербурге. В Московском музее современного искусства прошли две программные выставки: «Едоки лимонов» в 2006 году и выставка «ОНИ» в 2011-м. Автор книг «Влюбленный агент» (2001), «Серые тетради» (2002), «О любви слова и изображения» (2004), «АХ и ОХ!» (2010). Ф.Б.

Pivovarov