02.01.1928, Москва
Живописец

Центральная фигура московского неофициального искусства 60-х. Родился в Москве в семье врачей. Очень рано лишается родителей. В 1935, когда мальчику было 7 лет, умирает его отец, в 1942 в самый разгар войны умирает его мать. В раннем детстве жил на Крайнем Севере. В 1937 возвращается с мамой в Москву, учится в музыкальной школе. Однако страсть к рисованию оказывается сильнее. Во время войны, страдая от постоянного голода, он, не задумываясь, выменивает свой пищевой паек за набор масляных красок.

Решающей для осиротевшего подростка явилась встреча в это очень тяжелое время с художником и поэтом Евгением Кропивницким, который становится для него не только учителем живописи, но и духовным учителем, образцом этической позиции в условиях тяжелейшего сталинского режима.

Какое-то время Рабин учится в Академии художеств в Риге и в Институте им. В.И. Сурикова в Москве, но школьная рутина его не устраивает. В 1951-м он женится на дочери своего учителя Валентине Кропивницкой. Семья Рабина – Кропивницких становится центром, вокруг которого собирается группа художников и поэтов, отказывающихся принять нормы официального советского искусства. Группа эта получила название Лианозово, по названию подмосковной станции, где в то время жил Рабин со своей семьей. Начиная с середины 50-х живопись Оскара Рабина приобретает ясные очертания. Так же как его ближайшие друзья поэты Генрих Сапгир и Игорь Холин, он становится поэтом городских окраин, своеобразной изнанки парадной Москвы. Он пишет низкие темные бараки, натюрморты с бутылкой водки и селедкой, заброшенные подмосковные кладбища и разбитые иконы. Он активно вводит в свои картины слова и целые предложения, что делает его предшественником двух художественных направлений ,возникших уже в 70-е – соц-арта и так называемого московского концептуализма.

Деятельности лианозовской группы и творчеству Рабина была посвящена разгромная статья Р. Карпеля «Жрецы “Помойки № 8”» в газете «Московский комсомолец» (29 сентября 1960). Это означало в условиях советского режима серьезную опасность для жизни. Редкие возможности показать свои работы в альтернативных пространствах немедленно пресекались. Весной 1974 Рабин становится инициатором и одним из организаторов попытки неофициальных художников показать свои работы на открытом воздухе, на пустыре на окраине Москвы. Выставка была разогнана милицией с помощью бульдозеров и водометов. Эта знаменитая выставка, получившая название «бульдозерная», стала поворотным моментом в истории современного искусства в России. С этого момента искусство «нонконформистов» уже невозможно было игнорировать. Рабин становится для власти опасным человеком. Под угрозой ареста за тунеядство его вынуждают в 1978 выехать по гостевой визе за границу, а 22 июня 1978 Указом Президиум Верховного Совета СССР лишают советского гражданства. Рабин с семьей поселяется в Париже, много работает. У него появляется возможность свободно выставлять свои произведения. Выставки его картин проходят в галереях Швейцарии, Франции, США, Музее современного русского искусства в Джерси-Сити, в Норвегии и Англии. В 1985 он получает французское гражданство. После возвращения советского гражданства в 1990 приходит к нему и признание на родине – в Третьяковской галерее и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина проходят большие ретроспективные выставки его работ. В 2006 он удостаивается государственной премии «Инновация» «за творческий вклад в развитие современного искусства». V.G.

Rabin