12 (25).09.1903, Двинск Витебской губернии (ныне Даугавпилс, Латвия) –25.02.1970, Нью-Йорк
Живописец, монументалист, педагог

Сын аптекаря, с пяти лет учился в хедере, где изучал Пятикнижие и древнееврейский язык. Опасаясь погромов, семья в 1913 эмигрировала в США в Портленд, Орегон. Через три месяца после приезда семьи в Америку умирает отец Ротко. Десятилетний Марк вынужден идти работать.

Рисовал, увлекался музыкой, литературой и театром. В 1921 поступил в Йельский университет с намерением стать инженером или адвокатом. Однако в 1923, случайно навестив приятеля в рисовальной школе, бросил занятия.

С 1925 учился у выдающихся американских художников Арчила Горки, Макса Вебера и Мильтона Айвери. Последний оказал на него особенно сильное влияние. Вокруг Айвери группировались молодые художники, среди которых были будущие классики американской живописи Адольф Готлиб и Барнет Ньюман. Вместе с учителем молодые люди путешествовали, рисовали, беседовали об искусстве. В работах Ротко конца 1920-х влияние Мильтона Айвери очень ощутимо.

С 1929 по 1952 преподавал живопись и скульптуру детям в Центральной академии бруклинского еврейского центра. В 1933 прошла первая персональная выставка Ротко в Музее искусства Портленда, на которой рядом с его рисунками и акварелями были выставлены и работы учеников его бруклинской школы. Восхищаясь рисунками детей, их способностью передавать виденное предельно упрощенным визуальным языком, он считал их творчество основой для поисков современного художника.

На первой своей нью-йоркской выставке 1935 Ротко показал 15 картин, в основном портреты, уже полностью свободные от влияния Айвери. В конце 1935 Ротко с близкими ему молодыми художниками создал группу «Десять» (The Ten), которые еще спустя 15 лет воспринимались в Америке как радикалы. В 1940-х прошел увлечением сюрреализмом, создавая утонченные биоморфные фантазии в духе Клее или своего учителя Арчила Горки. К концу 40-х пришел к собственной версии абстрактной живописи, построенной на больших цветовых поверхностях, иногда темных и глухих, иногда ярких и светящихся, соприкасающихся друг с другом или накладывающихся друг на друга. Как правило, эти картины, очень больших размеров, обладают мощным медитативным напряжением. Наиболее монументальным и впечатляющим проектом Ротко стала его знаменитая межконфессиональная часовня в Хьюстоне («Часовня Ротко», освящена в 1971).

В 1958 Ротко участвовал в XXIX Венецианской биеннале.

В 1968 избран членом Американского института искусств и словесности.

Тяжелые депрессии, распад семьи, чрезмерное употребление алкоголя и курение привели художника к самоубийству. Он умер в своей мастерской, перерезав себе вены. V.G.

Rothko