07 (19).01.1865, Санкт-Петербург – 22.11 (05.12).1911, Москва
Живописец, график

Родился в семье композитора и музыкального критика Александра Серова и Валентины Серовой (урожденной Бергман) – пианистки, композитора и общественной деятельницы. После смерти отца в 1871 жил с матерью в Мюнхене, с 1872 начал заниматься рисунком с Карлом Кеппингом. Переехав в Париж в 1874, учился у И.Е. Репина. После возвращения в Россию в 1878 возобновил занятия с Репиным, жил в его семье, вместе с ним ездил на этюды, сопровождал его во время поездки в Запорожье. Бывал с Репиным в Абрамцеве у Мамонтовых, участвовал в их домашних спектаклях. В 1880 был принят в петербургскую Академию художеств – учился у П. Чистякова. В 1885 перестал посещать занятия, ездил в Голландию и Мюнхен, изучал и копировал Веласкеса в Старой Пинакотеке. На 8-й выставке Московского общества любителей художеств в 1888 Серов получил премию за «Девочку с персиками», а «Девушку, освещенную солнцем» приобрел П. Третьяков. Серов создал блистательную порт- ретную галерею своих выдающихся современников – С. Дягилева, Ф. Шаляпина, Н. Лескова, И. Левитана, Н. Римского-Корсакова, К. Коровина. Написал серию портретов русской аристократии и членов царской семьи, вплоть до портрета Николая II. Его портрет Великого князя Павла Александровича был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1900. И в пейзаже Серов оставил свой неповторимый след. Его «Заросший пруд» стал хрестоматийным. С 1890-х участвовал в выставках передвижников, но в результате раскола товарищества вместе с И. Левитаном вышел из его состава. В 1899 избран членом попечительского совета Третьяковской галереи. Познакомившись и сблизившись с А.Н. Бенуа и его кружком, в 1900 стал членом «Мира искусства», принимал активное участие в деятельности кружка, его изданиях, предприятиях Дягилева – делал афишу для Русских сезонов в Париже и занавес к балету «Шахерезада». В 1903 был избран действительным членом Академии художеств, но в 1905, став свидетелем расстрела демонстрации 9 января, в знак протеста вместе с В. Поленовым вышел из Академии. Делал политические карикатуры, сотрудничал с сатирическим журналом «Жупел». После поездки в 1907 вместе со Львом Бакстом в Грецию и на Крит увлекся античной мифологией. В результате возникли его картины «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая». В 1908 участвовал в выставке русских художников в Вене, был избран действительным членом венского Сецессиона. В 1909 покинул Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал с 1897, протестуя против отказа допустить к занятиям «политически неблагонадежную» скульптора А.С. Голубкину. В 1910 пишет портрет Иды Рубинштейн, который был показан на Международной выставке 1911 в Риме. Портрет этот свидетельствовал о неожиданном повороте в творчестве Серова, повороте, которому не суждено было осуществиться. Серов умер внезапно от сердечного приступа в возрасте 46 лет. Ф.Б.

Serov