14 (26).07.1881, Житомир – 01.05.1948, Москва
Живописец, график, педагог, общественный деятель

Родился в семье мелкого служащего. В 1905 после отказа в приеме в Императорскую Академию художеств уехал в Одессу. Учился в частных художественных студиях. Был активным членом Бунда – еврейской социалистической партии. В 1906 из-за преследований этой партии был вынужден эмигрировать. Продолжил художественное образование в Вене, затем в Париже – в Школе изящных искусств и в Академии А. Витти у А. Мертена, К. ван Донгена и Э. Англада-и-Камараса. Житель колонии художников Lа Ruсhе («Улей»), вошел в круг парижского художественного интернационала. С 1912 участвовал в выставках – Весеннем и Осеннем салонах, Салоне Независимых. В 1917 состоялась совместная выставка с Матиссом, Озанфаном и Утрилло. Испробовав множество новейших течений, на рубеже 1915–1916 выработал свою манеру, претерпевшую мало изменений в следующие два десятилетия. Его любимым жанром стал натюрморт, в котором он нашел свой, неповторимый стиль.

Сразу после революции вернулся в Россию, в 1917–1918 жил в Петрограде, затем – в Москве. Активно включился в культурно-политическую деятельность. Становится одним из ближайших сотрудников народного комиссара просвещения А.В. Луначарского. В его министерстве занимает пост заведующего отделом изобразительного искусства (1918–1921): занимался реформой художественного образования, охраной памятников истории и культуры, участвовал в организации государственных свободных выставок, проводимых без жюри. В эти же годы бурной общественной деятельности Д. Штеренберг создает свои лучшие произведения: натюрморты «Селедки», 1917–1918; «Простокваша», 1919; «Натюрморт с капустой», 1920, и др. Входил в еврейские художественные организации, был членом Московского отделения Культур-лиги. В 1922 в Москве при участии Культур-лиги прошла «Выставка трех» – Н. Альтман, М. Шагал, Д. Штеренберг. Персональная выставка состоялась 1927 в Москве в Музее живописной культуры.

В 1920–1930-х – профессор Вхутемаса–Вхутеина. В 1923 организовал Первую выставку русского искусства в Берлине. В 1925–1930 – член-учредитель, затем председатель художественного объединения «Общество станковистов» (ОСТ). Деятельность этого объединения, куда входили А. Дейнека, Ю. Пименов, А. Лабас, П. Вильямс, А. Гончаров и др., определила лицо советского искусства 30-х. В 1930 Д. Штеренберг стал одним из первых художников, которому было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. При организации единого Союза художников в 1932 избран первым заместителем председателя Московского отделения. Занимался книжной иллюстрацией, в том числе иллюстрировал «Рассказы» Иссака Бабеля. В 1923–1933– участник практически всех выставок советских художников на Западе: в Венеции, Париже, Нью-Йорке. Однако с ужесточением режима уже в 1933 был обвинен в формализме и практически отстранен от всех должностей. В последние годы жизни (1947–1948), почти забытый, писал лирические пейзажи и работал над графической серией «Библейские сюжеты». Ф.Б.

Shterenberg