04.06.1926 – 18.11.1997, Москва
Живописец, график, монументалист, педагог

Родился в семье мелкого предпринимателя, постоянно переезжавшей из-за репрессий властей. Согласно семейной легенде, в начале 1930-х в Немчиновке рисунки Шварцмана демонстрировали Малевичу. В 15 лет начал работать на заводе в Сызрани, куда был эвакуирован во время войны. После возвращения в Москву работал грузчиком. В 1945 был призван в армию, ранен, после войны служил на ракетном полигоне Капустин Яр. Демобилизовавшись в 1950, поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) на отделение металла, затем перешел на отделение монументальной живописи. Занимался у Павла Кузнецова и Александра Куприна. Увлекался византийским и древнерусским искусством, ездил рисовать на Север – в Ферапонтово и Кириллов. Завершил образование в 1956 экстерном – за шесть лет вместо восьми. В конце 1950-х создает новый художественный канон, выработав к началу 1960-х концепцию «иератической живописи» – эзотерической образной системы, соединявшей модернистский опыт с мистикой древнерусской иконы. Примерно в это же время сблизился с художниками неофициального круга. В 1956–1966 работал на Московском комбинате декоративного искусства. Занимался книжной графикой, сотрудничая с московскими издательствами, создавал плакаты для Совэкспорта. С 1966 по 1985 – главный художник группы графического дизайна Специального художественно-конструкторского бюро Министерства легкой промышленности. Участвовал в выставках графической рекламы и плаката в России и за рубежом. Совместно с Григорием Дауманом создал три монументальных панно в Московском инженерно-физическом институте. В 1966 основал собственную школу «иератической концепции». Принял православие. После распада первой группы учеников в 1970 вновь создал школу-общину иератической живописи в Сокольниках, просуществовавшую до 1979. В 1977 коллекционер Георгий Костаки перед своей эмиграцией приобрел несколько его работ. В 1983 принял участие в первой выставке «нонконформистов» в Горкоме графиков. Во время перестройки, несмотря на большой интерес к его работам, отказывался от предложений участвовать в выставках и аукционах, в том числе и знаменитом Sotheby’s-1988, настаивая на собственной концепции экспонирования работ. В 1993 художнику была предоставлена мэром Москвы Юрием Лужковым первая в его жизни мастерская. В 1994 в Третьяковской галерее состоялась персональная выставка Михаила Шварцмана. Ф.Б.

Shvartsman