03.03.1937, Москва – 28.03.2012, Париж
Живописец

Сын поэта и переводчика Эдуарда Штейнберга. В годы сталинского террора отец художника дважды, в 1937 и 1948 был репрессирован. Воспитывался, практически, матерью. В 1957–1961 жил в Тарусе, где отец поселился после выхода из заключения. Первые уроки рисунка и живописи Э. Штейнберг получил от отца – выпускника Вхутемаса. Этого, видимо, было для него достаточно. Никакого другого художественного образования он не получил. В 1962 переехал в Москву, где сблизился с художниками-нонконформистами. В 1963-м состоялась его первая однодневная (вместе с Владимиром Яковлевым) выставка в Музее Ф.М. Достоевского.

Все творчество Э. Штейнберга можно разделить на три периода. Ранние его картины отличаются темным колоритом, иногда это почти жанровые мотивы с человеческими фигурами в городском пейзаже. С середины 1960-х он полностью переходит к натюрморту. Его притягивает тема смерти, герои его экзистенциальных натюрмортов – мертвые птицы и сухие рыбы, безжизненные камни и пустые морские раковины. Но сами картины, сама живопись светлая, белая. Он явно последователь светлой живописи Д. Моранди и В. Вейсберга. Чем дальше он развивается, тем более отвлеченными становятся его картины. Третий период его творчества можно уже определить как чисто метафизический. С начала 60-х Э. Штейнберг сближается с новообращенными православными интеллектуалами Евгением Шифферсом, Зоей Крахмальниковой, писателем Феликсом Световым. И его молодая жена Галина Маневич принадлежит к этому кругу. Э. Штейнберг и свою метафизическую живопись понимает именно в свете религиозной философии Владимира Соловьева, Николая Бердяева и Павла Флоренского. Их фотографии вместе с фотографией К. Малевича всегда висят на стене его мастерской.

Художественная судьба Штейнберга подобна судьбе других независимых художников его поколения. Постоянные преследования, запрещение выставок, замалчивание на родине и большое количество выставок и публикаций за рубежом.

В 1974 он участвует в первой разрешенной «бесцензурной» выставке – «на открытом воздухе» в Измайловском парке. В 1978 выставляется на совместной выставке с В. Янкилевским на Малой Грузинской, 28. Переломным в его судьбе стал год 1980, когда он знакомится с парижским галерейщиком Клодом Бернаром, который становится его почитателем, пропагандистом и продавцом. Штейнберг переезжает в Париж и до конца жизни остается верным своему маршану. Живет в Париже, с частыми наездами в Москву и в Тарусу, где он покупает дом, в надежде, что после его смерти он станет музеем.

В поздний парижский период раскрывается мощное колористическое дарование художника. Он остается верен своей метафизике, но звук его картин становится чище и сильнее. К концу жизни художник получает широкое признание и за границей, и у себя на родине. Во многих музеях и галереях проходят его выставки, издаются монографические альбомы. Творчество Штейнберга вполне справедливо понимается историками искусства как связующее звено между первым и вторым русским авангардом. V.G.

Steinberg