26.07.1898, Мелитополь – 05.07.1980, Москва
Живописец, график, театральный художник, скульптор

Отец Григорий Тышлер – столяр- краснодеревщик, мать кавказская еврейка, девичья фамилия Джин-Джих-Швиль. Александр был восьмым ребенком в семье. Очень рано проявил художественные способности. С 1912 по 1917 год учился в Киевском художественном училище. После его окончания посещает школу-студию Александры Экстер. В годы Гражданской войны Тышлер служит в Красной армии, как он сам говорил, по «живописной части». Рисует плакаты и лозунги. Воспоминания об этих годах легли в основу его серии картин и рисунков под общим названием «Махновщина» (1920–1930). С 1918 был членом Культур-лиги, международной организации, альтернативной сионизму, которая выступала в защиту культуры на языке идиш. В 1920 участвует в 1-й Еврейской художественной выставке.

С 1921 Тышлер в Москве. Какое-то время учится у В.А. Фаворского, но разочаровывается в учителе. Строгая система Фаворского его романтической натуре, видимо, чужда. В 1921 вместе с С. Никритиным, А. Лабасом, К. Редько и С. Лучишкиным организовал группу художников-проекционистов «Электроорганизм». На выставках группы Тышлер показывает геометрические абстракции из серии «Цвет и форма в пространстве». В 1925 проекционисты вошли в группу ОСТ (Общество станковистов), которая до полного запрета всех художественных группировок в 1932 пыталась сопротивляться насильственно насаждавшемуся сверху социалистическому реализму.

Судьба Тышлера, по сравнению с другими художниками его поколения, складывается счастливо. В конце 20-х работы Тышлера включаются практически во все важные презентации советского искусства за границей, выставляются на XVI (1928) и XVII (1930) биеннале в Венеции. И хотя с середины 30-х он подвергается нападкам официальной критики и до определенного времени не может выставлять свою живопись, он активно работает в театре. Это не просто вынужденная форма существования. Тышлер любит театр, это для него органичная форма художественного высказывания. В 30-е работает главным художником первого в мире цыганского театра «Ромен», с 1941 по 1949 главным художником Государственного еврейского театра Госет. Долгие годы его связывает дружба с великим еврейским актером Самуилом Михоэлсом. Особенно он знаменит своими шекспировскими постановками в московских и ленинградских театрах. В общей сложности Тышлер оформил более ста спектаклей. В 1946 за оформление спектакля «Фрейлехс» в Еврейском театре он удостоился Сталинской премии.

Все эти годы он остается прежде всего живописцем и графиком. Тышлер романтик, лирик, фантазер, сказочник. Достаточно перечислить названия некоторых его циклов – «Балаганчик», «Сказочный город», «Маскарад», «Клоуны», «Фестиваль», «Кукольный театр». Несмотря на все препоны чинимые властями, у Тышлера прошло более 50 выставок. Особенно беспрецедентной для художника стала его выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в 1966. Выставка имела огромный успех и стала одним из главных событий периода так называемой оттепели. V.G.

Tyshler