07.06.1924, Москва – 01.01.1985, Москва
Живописец, теоретик искусства, педагог

Отец художника Григорий Вейсберг – ученый, один из основателей Русского психоаналитического общества, переводчик на русский язык работ Зигмунда Фрейда. Первым учителем художника был С.Н. Ивашев-Мусатов. После его ареста в 1948 Вейсберг занимается в студии И.И. Машкова и А.А. Осьмеркина. Оба они в начале века были членами общества русских сезаннистов «Бубновый валет». Их влияние можно обнаружить в живописи Вейсберга до начала 60-х. Картины этого периода обладают мощным цветовым излучением. Он пишет портреты, натюрморты и женские акты и не изменяет этим классическим жанрам до конца жизни. Подобно Сезанну, работает очень медленно, в течение многих сеансов. В качестве компенсации за изматывающее позирование часто отдает картину позирующему.

Во второй половине 50-х он по странному недоразумению оказывается в так называемой Группе восьми, которая объединила молодых художников, пытающихся реформировать омертвевший к этому времени социалистический реализм. С 1956 он иногда показывает свои работы на выставках этой группы. В действительности философия живописи Вейсберга не имеет с этой группой ничего общего. В истории русского модернизма можно очень ясно проследить две линии – аналитическую, идущую от Сезанна, и метафизическую, идущую от Малевича, прежде всего от одного из его квадратов 1918 «Белое на белом». Творчество Вейсберга – уникальный пример гармонического соединения этих двух линий. Метод его работы сугубо аналитический, его философия – возвышенная метафизика. «У меня в композиции, – говорит он, – все решается по отношению к небу – верхней части картины. Она дает главную идею композиции». И далее: «Я хочу, чтобы материя осознанно стала духом».

С начала 1960-х Вейсберг отходит от многоцветности картины. Он приходит к «невидимой живописи», к концепции «белого на белом». Время от времени он еще пишет портреты или акты, но главными его натурщиками становятся белые гипсовые геометрические фигуры – куб, шар, пирамида, цилиндр. Свои теоретические положения он объединил в докладе «Классификация основных видов колористического восприятия», который он прочитал в 1962 на симпозиуме по структурному изучению знаковых систем в Академии наук СССР.

Единственная персональная выставка при жизни художника прошла за границей в 1979 в Музее Тель-Авива. Она состояла из работ, вывезенных из СССР его учеником Яном Раухвергером. На родине Вейсберг своей выставки не дождался.

В настоящее время около 90 его работ благодаря частным пожертвованиям находятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. V.G.

Weisberg