15.02.1938, Москва
Живописец, график, автор объектов

Сын художника-оформителя Бориса Янкилевского. В 1950–1956 учился в Московской средней художественной школе, в 1957–1962 – в Московском полиграфическом институте. Здесь получил первые уроки современного искусства у Элия Белютина. С начала 60-х вошел в круг художников-нонконформистов. Очень быстро он нащупывает идеальную для себя форму живописного триптиха, в которой работает на протяжении многих лет. Сфера его интересов – основные первоосновы бытия – мужское и женское начало и пространство их соединения. Он также художник жесткой иронии, цикл его рисунков, пастелей и офортов «Мутанты» – редкий пример острой социальной рефлексии. С 1962 года В. Янкилевский много работает как иллюстратор и дизайнер книг в разных московских издательствах. Все его попытки, однако, показать публике свои программные сочинения кончаются крахом. Первая персональная выставка в Институте биофизики АН СССР в 1965 была закрыта сразу после вернисажа, в том же году «без объяснения причин» ему было отказано в принятии в Союз художников. Особенно драматической была история разгрома Н. Хрущевым выставки «30 лет МОСХ» в московском Манеже осенью 1962. Одной их жертв этого разгрома стал и В. Янкилевский. В результате художник долгое время вынужден был работать для издательств под псевдонимом. Однако за границей ни одна из многочисленных выставок русского неофициального искусства не обходилась без его участия. Работы на эти выставки попадали либо нелегальным путем, либо из коллекций дипломатов и журналистов, аккредитованных в Москве.

В 1972 В. Янкилевский создает свой знаменитый пространственный объект «Дверь». Объект выглядит как реальная дверь в коммунальную квартиру, увешанная многочисленными звонками, почтовыми ящиками и именами жильцов. Если двери открыть, за ними объемная фигура человека в пальто и зимней шапке. И эту фигуру можно «открыть», отодвинуть. И тогда открывается трансцендентное абстрактно-метафизическое сияющее пространство. Соединение сугубо конкретного, часто гротескного, с метафизическим есть одна из основных черт всего творчества художника. В 1975 после разгона знаменитой «бульдозерной» выставки В. Янкилевский участвовал в первой разрешенной властями «бесцензурной» выставке неофициальных художников в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ в Москве. В 1978 на выставке (совместно с Эдуардом Штейнбергом) в Горкоме графиков на Грузинской улице в Москве были показаны некоторые его триптихи и пентаптих «Атомная станция».

С 1990 жил в Нью-Йорке, в 1992 переехал в Париж. Будучи художником редкой континуальной стабильности, он и в Париже продолжает работать над своими постоянными темами. Из наиболее значительных проектов перелома столетий невозможно не упомянуть о его инсталляции «Люди в ящиках», в которой ощущается его глубокое разочарование в современности.

В. Янкилевский много выставляется в разных странах. В России в 1995—1996 прошла его большая выставка в Третьяковской галерее, в 2007 ретроспектива в московском Фонде «Екатерина» и Русском музее. В 2003 в Москве вышла его автобиографическая повесть «И две фигуры». V.G.

Yankilevsky