- Альтман
- Бакст
- Брускин
- Булатов
- Вейсберг
- Габо
- Гончарова
- Гудиашвили
- Делоне
- Донген
- Жилинский
- Кабаков
- Кислинг
- Купер
- Лион
- Липшиц
- Лисицкий
- Мане-Кац
- Модильяни
- Невельсон
- Неизвестный
- Орлова
- Паскин
- Певзнер
- Пивоваров
- Рабин
- Репин
- Ротко
- Рубин
- Серебрякова
- Серов
- Сорин
- Сутин
- Телингатер
- Тышлер
- Фальк
- Фрейд
- Фудзита
- Цадкин
- Цадкин
- Шагал
- Шагал
- Шварцман
- Штейнберг
- Штеренберг
- Яковлев
- Янкилевский
22.12.1889, Винница - 12.12.1970, Ленинград
Живописец, график, художник театра, скульптор
Оставшись без родителей, жил с бабушкой в Виннице. Учился в Одесском художественном училище. Как иудей был лишен возможности продолжить образование в столице и уехал в Париж, где в течение года произошло становление его как живописца. Вернувшись в Россию в 1912, как художник и как организатор, в рамках Культур-лиги – движения за развитие культуры на языке идиш – активно участвовал в возрождении национальной еврейской культуры. Исполнил цикл рисунков «Еврейская графика» (1914), в которых сочетаются кубизм и еврейское народное искусство – от орнаментов рукописей, тканей и ритуальных подсвечников, до резьбы на каменных надгробиях. Однако увлечение национальным искусством оказалось недолгим: для Альтмана оно было скорее данью романтическому духу времени, а не органической чертой личности, как, например, для Шагала. В 1914 он создает одно из самых известных своих произведений «Портрет Анны Ахматовой».
Альтман участвовал в выставках «Мира искусства», «Союза молодежи» (член общества с 1916), «Бубнового валета» (1916), «0,10». В 1916 оформил спектакль «Чудо святого Антония» в кабаре «Привал комедиантов», был записан в «Председатели Земного Шара» поэтом Велимиром Хлебниковым, принимал участие в деятельности Еврейского общества поощрения художеств.
После революции активно включается в работу по созданию новой революционной культуры, разрабатывает рисунки для агитфарфора, создает скульптурные портреты А.В. Луначарского и В.И. Ленина, занимается педагогической деятель-ностью.
В живописи испытал влияние супрематизма. В 1918 оформил массовый спектакль режиссера Н.Н. Евреинова в честь годовщины Октябрьской революции. В 1921 переехал в Москву, стал директором Музея художественной культуры. В 1922 с Д. Штеренбергом и М. Шагалом участвовал в организованной Культур-лигой «Выставке трех».
В 1921 оформил постановку «Мистерии-буфф» В. Маяковского в Московском цирке, в 1922 – «Уриэля Акосту» и пьесу С. Ан-ского «Гадибук» в Государственном еврейском театре «Габима». Этот спектакль, поставленный Е. Вахтанговым, имел триумфальный успех и удержался на сцене 40 лет (после европейских гастролей театра в 1926–1930 был признан одним из выдающихся театральных событий ХХ века). В 1925 – художник-постановщик фильма «Еврейское счастье». В 1928, выехав с Государственным еврейским театром на гастроли в Европу, остался в Париже.
Возвратившись в CССP в 1935, поселился в Ленинграде. Вместе с режиссером Григорием Козинцевым оформил оперу «Отелло» Верди. В 1954 – спектакль «Гамлет» в Ленинградском театре драмы, в 1955 – художественный фильм «Дон Кихот». Первая персональная выставка состоялась в 1969 в Ленинграде, затем в Москве.
Заслуженный художник РСФСР (1968). Ф.Б.
