Европа и Aмерика: от реализма до авангарда
–
Коллекция музея открывается картиной В.А.Серова «Похищение Европы» - программного произведения, которое занимает особое место не только в творчестве Серова, но и в истории русского искусства вообще. Написанная в 1910 году, в самом начале нового века, она знаменует поворот русского искусства от реализма к модернизму.
Основу первой части составляют мастера т.н. парижской школы, в которой художники-евреи составляли большинство. Марк Шагал, Хаим Сутин, Осип Цадкин, Жак Липшиц, Соня Делоне, Антон Певзнер и Наум Габо – все они были выходцами из Российской империи и все они, вместе с их общим другом Амадео Модильяни, оказали огромное влияние на искусство ХХ века. К этому ядру парижской школы теснейшим образом примыкают художники эстетически им близкие, жившие и работавшие в Париже, но большая часть жизни которых, прошла в Советском союзе – Натан Альтман, Роберт Фальк, Давид Штеренберг, Александр Тышлер. Особое место в этой первой части музея занимают работы Марка Ротко, Луиз Невельсон и Люсиана Фрейда, без которых любая коллекция современного искусства была бы не полной.